Водовозы в Петербурге
Петербургский водовоз - предшественник современной службы по доставке питьевой воды
Автор: Рита Патраш
До середины 19 века централизованной системы водоснабжения в Санкт-Петербурге не было. В 1820 году созданная Александром Первым правительственная комиссия постановила: город «по положению своему и устройству достаточно снабжён хорошею водою».
Чиновники были правы: Нева, шестая по полноводности река в Европе, вместе с притоками полностью удовлетворяла потребности горожан в воде. Люди жили в основном поблизости рек и каналов, воду брали прямо у порога. В то время она была достаточно чистой и пригодной для питья. В случае надобности рыли колодцы. К 1832 году число их достигло 1320.
Чем колодец отличается от родника?
Не знаете? Мы специально написали статью, и
рекомендуем её Вам - "Откуда вода в роднике?"
Там, где удобный спуск к воде отсутствовал, строили водоналивные машины или водокачки. Типичная водокачка представляла собой простую деревянную или каменную будку с ручной помпой или паровым насосом. Первая водокачка появилась в 1826 году у Воскресенского моста, там, где сейчас проспект Чернышевского упирается в Неву.
Вторая, в виде изящного лёгкого павильона, была построена у Исаакиевского собора. К середине века в Петербурге действовало 17 водокачек, у которых вечно толпился народ с вёдрами и бочками.
Город рос, уплотнилась застройка в центре, началось заселение Охты и Выборгской стороны. Воды по-прежнему было достаточно, но появилась проблема с
доставкой воды в Петербурге до потребителя, особенно до состоятельного. Спрос рождает предложение, и на улицах Петербурга появились двух колёсные повозки с бочками - водовозы. Услуга оказалась востребованной, в городе работало более тысячи водовозов и водоносов.
Большинство тружеников водного промысла были крестьянами из Тверской губернии. Воду носили в вёдрах или бадьях на собственной спине. Крестьянин побогаче приобретал специальный бочонок с жестяным знаком водовоза.
Летом воду возили в повозках, зимой в санях. Бочонки были выкрашены в разные цвета.
-
В белых возили первосортную, чистую воду, взятую из Невы вдали от берега.
-
В зелёных бочках продавали воду из Фонтанки, похуже и подешевле.
-
Жёлтые бочки наполняли из Мойки, Пряжки, Лиговского и Екатерининского каналов. В эти «малые протоки» жители сбрасывали нечистоты, поэтому жёлтую воду использовали для хозяйственных целей и для полива.
Позже власти вообще запретили брать воду из малых рек и каналов. Зимой проблему решали ещё проще: выпиливали из Невы огромные льдины и развозили заказчикам на дровнях.
Как выглядел типичный петербургский водовоз? Как правило, это был мужчина 25-40 лет, хорошо узнаваемый благодаря привычке ходить, наклонившись вперёд, будто несёт на плечах бочку, и двум фартукам - спереди и сзади. Хороший водовоз имел постоянную клиентуру, обычно состоявшую из обеспеченных людей, ведь привозная вода, особенно первосортная, стоила дорого - 7 рублей серебром в год. Бедняки ходили по воду сами либо покупали по полведра в ближайшей мелочной лавке.
Наши самые популярные акции
Лучше всего о петербургских водовозах рассказал Александр Павлович Башуцкий, известный российский литератор, чудак, краевед и прожектёр. В 1841 году Башуцкий начал издавать альманах “Наши, списанные с натуры русскими”. Журнал содержал разнообразные очерки из жизни города и описания типичных петербургских типов. В физиологическом очерке “Водовоз” Бершицкий подробно описывает каторжный труд водовоза.
Рабочий день начинался в 6 утра. Воду набирали из реки или на водокачке, везли до места назначения, а путь зачастую был неблизкий, потом поднимали по крутым лестницам на третий-четвёртый этаж. Зимой, когда лестницы покрывались льдом, это становилось трудным и опасным предприятием, грозившим переломами и ушибами. Кроме собственно доставки воды, водовозы выносили помои, заодно выполняя обязанности ассенизаторов. Повозку с бочкой тащила плохонькая, еле живая кобыла, купленная у татарина-живодёра, или сам водовоз с подмастерьями.
“Все, вероятно, видели белую, некогда серую в яблоках лошадь, в беспрерывной задумчивости, печально и медленно влачащую широкобокую бочку вдоль Литейной и смежной улиц? Впереди бочки, почти упираясь лицом в хвост лошади, ужасно скорчась, сидит водовоз, оборванный и столь же худой и грустный, как его конь…”
Едва ли увидите среди водовозов старика, пишет Бершицкий. Редко кто из них выносит такую жизнь более 5-8 лет. Большинство к 45 годам становится инвалидами из-за переломов и растяжений или умирает от истощения и чахотки. Водовозы селились в центре, поближе к заказчикам. Такая квартира стоила недешево, а водовоз, несмотря на адский труд, зарабатывал весьма и весьма скромно. Поэтому водовозы жили артелями по 12-20 человек, почти не ели мяса, а недостижимой мечтой любого труженика водоносного промысла было выспаться всласть.
Кроме чисто бытовых сцен, очерк Бершицкого содержит немало любопытных психологических наблюдений. Петербургский водовоз, пишет литератор, человек кроткий, терпеливый, трудолюбивый и поразительно порядочный. Для этой нелёгкой профессии нужно иметь “твёрдую волю, большую силу духа и тела, крепкую веру в судьбу и в неотразимость своего назначения”.
К середине века численность населения Петербурга достигла полу миллиона. Власти всерьёз задумались о строительстве городского водопровода. 10 октября 1858 года Александр Второй подписал указ о создании “Акционерного общества Санкт-Петербургских водопроводов”.
Через пять лет была построена первая водонапорная башня на Шпалерной. Теперь там находится “Музей воды”. На территории музея поставлен памятник Петербургскому водовозу, выполненный по проекту скульптора С. Дмитриева и архитектора В. Васильева.
Бронзовая фигура крестьянина, тянущего бочку, напоминает о тяжёлом труде скромных водовозов, предшественников современных служб по доставке питьевой воды.
Доставка воды до квартиры или офиса
Все права защищены.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на сайт https://vodopoint.ru